Воскресенье, 28.04.2024, 23:42
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Больная фантазия

"Я сидел в Риме совершенно больной и разбитый, и с высокой температурой делал заключительный монтаж "Пираньи-2". Тогда я и задумал "Терминатор". Похоже, он привиделся мне в лихорадке!" - так описывает Джеймс Кэмерон историю появления "Терминатора".
Трудно сказать, как оно было на самом деле, однако результат налицо - 122-страничный сценарий, написанный с помощью друга детства Уильяма Вишера, Кэмерон уступает своей будущей жене, а пока - продюсеру Гэйл Энн Херд за 1 доллар с условием, что он будет режиссером. А потом они отправились искать студию, которая возьмет его в производство. Все монстры киноиндустрии отказались (как они потом, наверно, кусали локти!), и сценарий оказался в небольшой компании "Хэмдейл". Да и то, чтобы успешно продать свое детище, Кэмерону пришлось устроить своеобразную "презентацию": его друг Лэнс Хенриксен оправил зубы в золотую фольгу, изобразил на лице устрашающий шрам и вошел в кабинет босса "Хэмдейл" Джона Дейли, пинком распахнув дверь. Видимо, подействовало.

Урезать - так урезать

Дейли связался с "Орион Пикчерс" и "Хоум Бокс Оффис" и договорился о финансировании проекта. Единственное условие было - урезать до минимума спецэффекты, чтобы уложиться в смету в 4 миллиона долларов.
Это Кэмерона не испугало: "Сценарист должен уметь ограничивать эффекты без ущерба для сюжета. Например, можно начать с фонового кадра замка, затем войти внутрь и позволить остальным сценам развиваться в двух декорациях. Когда люди прочитают это на бумаге, у них возникнут определенные чувства. Однако, вы можете написать ту же сцену, описывая движение через стену, через 14 комнат, через крышу, и сделать тем самым ее в четыре раза дороже, но скорее всего, драматизма к ней не добавите." Тем более, что заполучив в качестве актера всем известного Конана - Арнольда Шварценеггера, - он смог выторговать у спонсоров еще пару миллионов, и бюджет поднялся до 6 миллионов долларов.

Терминатором нужно родиться

Вначале в качестве претендента на роль Терминатора рассматривался черный актер и баскетболист О.Дж.Симпсон (снимался во всех сериях "Голого пистолета"), однако продюсеры побоялись, что он не будет воспринят всерьез. И правильно сделали: представьте себе Терминатора-негра! Потом Кэмерон хотел сделать Терминатором своего давнего друга Лэнса Хэнриксена (рисунок слева - разработка внешности Терминатора именно в расчете на Хенриксена), а Шварценеггеру была уготована роль положительного героя - Кайла Риса. Однако Арни настоял, чтобы роль Терминатора отдали ему, и Хэнриксену досталась незаметная ролька детектива Вуковича (который, кстати, по сценарию должен быть начальником участка, а на экране стал скромным подчиненным лейтенанта Трэкслера). Между прочим, после того, как съемки закончились, Шварценеггер сказал, что больше никогда не будет играть отрицательные роли.
Готовясь к роли Терминатора, Арни три месяца тренировался с оружием: пулеметами, автоматами, винтовками (ведь до этого его единственным оружием был меч). Не только для того, чтобы научиться с ними обращаться, но и чтобы просто привыкнуть к ним. Привык он и к ежедневным истязаниям в гримерном кресле. Как-то подсчитали, что в общей сложности он провел в нем 6 суток!

Экономия и еще раз экономия!

Всё производство фильма было подчинено сложнейшей задаче - уложиться в смету, и поиски в этом направлении приводили подчас к неожиданным находкам. Например, чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку ("dolly"), оператор Эдам Гринберг
А когда потребовалось снять металлический скелет полуразрушенного Терминатора, то чтобы не создавать его заново, четверо из съемочной группы несли его верхнюю половину, как на носилках, надев на две деревянные палки. Или так, как на снимке. При этом Гринберг, как всегда, снимал ручной камерой, и ему приходилось подстраиваться в ногу с носильщиками, чтобы Терминатор в кадре не дергался.
Кстати, сцена перестрелки в дискотеке тоже снималась очень хитро: Майкл Бьен и Шварценеггер работали в разные смены и на всем протяжении съемок этого эпизода не встретились ни разу. Только мастерский монтаж заставил нас поверить, что они стреляли друг в друга.
Сам Кэмерон на площадке был невыносимо пунктуален и требователен, руководя каждым действием каждого члена съемочной группы секунда за секундой: "Ложись там, Арнольд. Потом, когда я скажу, начинай поднимать голову. Потом плечи. Потом садись. Затем посмотри прямо перед собой..." Он четко знал, что и как должно выглядеть. "Если кадр отклонялся на полдюйма, он замечал это и начинал беситься, - вспоминает Шварценеггер. - А если нужно было продемонстрировать трюк, он сам тебе его показывал безо всякой страховки."

импровизировал "съемки с тележки", сев со своей ручной камерой в инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью (против этого, кстати, очень сильно возражал профсоюз операторов - не годится подвергать опасности здоровье оператора!). Суд о плагиате

После первого выхода "Терминатора" на экран фантаст Харлан Эллисон подал в суд на Кэмерона, обвиняя его в плагиате: якобы он использовал в сценарии его рассказа "Солдат" и "Демон со стеклянной рукой", а сама концепция "Скайнета" заимствована из рассказа "У меня нет рта, но я должен кричать". Так что в последующих копиях фильма в титры была добавлена малозаметная и маловразумительная фраза: "Признательны работам Харлана Эллисона". Хотя на мой взгляд, это довольно сомнительно.

Ночь мужского стриптиза

...Лос-Анджелес, 4 утра. Некой одинокой даме захотелось "добавить", и она направилась в свой любимый бар "Коррал". Поскольку для нее это была явно не первая за сегодня выпивка, дама совершенно не обратила внимания на то, что слишком уж много для столь раннего часа "Харлеев" у входа, что все подъезды к бару перегорожены огромными трейлерами, что вокруг снует множество молодых людей с "уоки-токи". Внутри она, конечно, заметила суровых парней, затянутых в кожу, но не придала этому значения, а прямиком направилась к стойке. Однако когда бармен вместо того, чтобы подать ей заказанную выпивку, продолжал растерянно смотреть на нее, она наконец почувствовала, что что-то не так. Почему такой яркий свет? Что это за толпа усталых и потрепаных людей ошивается вокруг кучи телевизоров? Что за рыжебородый парень орал "Мотор!" когда она входила? В недоумении она обратилась к огромному мускулистому парню рядом со стойкой, на котором не было надето ничего, кроме узких плавок:
- Какого черта здесь происходит?
- Ночь мужского стриптиза, - осклабился в ответ Шварценеггер.
Позже он скажет об этом: "Я никогда не считал подобные случаи чем-то необычным. Такое происходит сплошь и рядом, особенно если вы работаете в Венис (район Лос-Анджелеса)"...
Это шли съемки "Терминатора-2".

Мальчик и его терминатор

106 съемочных дней, потраченных на первого "Терминатора" (сравните с 6-ю месяцами второго "Терминатора"!), вымотали не только съемочную группу, но и самого Джеймса Кэмерона. И несмотря на то, что разговоры о продолжении фильма начались практически сразу после успешной премьеры, особого энтузиазма по поводу сиквела Кэмерон не выказывал. Тем более, что между ним и компанией "Хэмдейл Филм" (тогдашним владельцем прав на фильм) сложились определенные разногласия. Скорее, этим загорелся Арни, и как только у "Хэмдейл" появились финансовые затруднения, он убедил руководителя компании "Каролк взяться за этот проект. Поддавшись на уговоры, Кассар выкупил права у "Хэмдейл" за 5 миллионов долларов, в мае 1990 года вся бумажная работа была закончена, и "Каролко" назначила конкретный срок выпуска - 3 июля 1991 года.
И вот однажды ночью Кэмерон приехал к своему другу и партнеру по первому "Терминатору" Уильяму Вишеру и протянул старый желтый лист бумаги, на котором в двух строках было написано: "Юный Джон Коннор и терминатор, который вернулся, чтобы помочь ему." Мысль о мальчике и его терминаторе показалась Вишеру забавной, и они весело посмеялись, однако, отсмеявшись, Джеймс совершенно серьезно сказал, что это и есть "Терминатор-2", который им предстоит сделать.
Итак, у будущего фильма был уже сюжет, режиссер и главный герой. Самое время было разобраться с героиней, и Кэмерон позвонил Линде Хэмилтон. На случай отказа у него был вариант развития сюжета и без Сары Коннор, но все же с ней было бы лучше (впрочем, впоследствии на монтажном столе ее участие в фильме было сильно урезано). В тот момент Линда как раз готовилась к участию в какой-то другой постановке, но Кэмерон сумел переубедить свою будущую жену и привлечь в свою команду. Кстати, по словам Кэмерона, фильм, в котором собиралась участвовать Линда, "получился куском дерьма".

Секретный сценарий

Конечно, всё было не так быстро и просто. "Каролко" требовала от Кэмерона сценарий, а тот наотрез отказывался писать его, пока не будет подписан контракт с Линдой Хэмилтон. И только заполучив наконец Линду, Кэмерон с Вишером засели за сценарий и методом мозговой атаки за четыре недели состряпали черновик будущего "Судного дня". А потом с головой окунулись в поиски способов достичь того, что только что напридумали. Причем работа по обсуждению технической стороны проекта проходила у Кэмерона с Вишером очень своеобразно - они сидели рядом с компьютером и обсуждали каждую сцену. Как только появлялась какая-то идея, они вносили ее в компьютер, а когда для каждой сцены набиралось достаточное количество идей, они писали на их основе технические разработки. Через некоторое время на основе этих разработок был написан уже окончательный сценарий, который тут же был покрыт пеленой тайны. Даже члены съемочной группы, прежде чем получить экземпляр, обязаны были дать расписку о неразглашении.

Спецэффекты

С готовым сценарием Кэмерон и компания начали предсъемочную гонку по подробной проработке спецэффектов, включающих гримерную работу Стэна Уинстона и визуальные и оптические эффекты "Индастриал Лайт и Мэджик". Были наняты трое раскадровщиков, которые отрисовали практически все основные сцены фильма. Кэмерон с товарищами потратили неделю, запершись в конференцзале и играя в миниатюрные автомобильчики, чтобы проработать каскадерские трюки. Кэмерон снимал эти "игры" крошечной камерой, потом распечатывал кадры и отдавал раскадровщикам, занимающим другую комнату. В конце концов, для каждого кадра были расписаны угол и техника съемок и количество секунд экранного времени, отведенных на него.
Такая дотошная работа Кэмерона несказанно облегчила жизнь и координатору спецэффектов Элисон Сэвитч, которая следила, чтобы каждый эффект соответствовал отснятому "живому" материалу, и координатору трюков Джоэлю Крамеру, призванному следить за тем, чтобы вертолеты падали, мотоциклы подпрыгивали, машины сталкивались, и всё это происходило спокойно и безопасно. Поскольку были продуманы даже ракурсы всех кадров, оператору Эдаму Гринбергу можно было целиком сосредоточиться на игре со светом. Например, Арнольда он всегда выделял ярким и резким светом, при работе с  использовал различные комбинации светлых теплых цветов и теней, Линда же, по его мнению, требовала исключительно теплых цветовых сочетаний.

Это вам не мелочь по карманам тырить!

Однако были и проблемы. Многие наработки "ИЛМ" в области компьютерных спецэффектов требовали статичной картинки на экране. Однако Кэмерон не собирался менять свой стиль, и специалистам пришлось на ходу приспосабливаться к новым условиям, изобретая новые способы выполнения спецэфектов. Специально для работы над фильмом было написано множество совершенно новых компьютерных программ. Не всё гладко было и с практическими спецэффектами: два следующих месяца ушло на только изготовление и тестирование оборудования. Немало трудностей встретилось и в процессе съемок. Например, было очень холодно и неприятно на сталелитейном заводе, а огромные движущиеся механизмы создавали реальную опасность для актеров и персонала. Очень напряженной была работа в больнице из-за крайне ограниченного времени и пространства, выделенного на съемки.
Для съемок здания "Сибердайн" не смогли найти подходящего трехэтажного здания. Поэтому в итоге на двухэтажный офис в Сан-Хосе пришлось укреплять муляж стеклянных стен третьего этажа.
А одной из самых трудноразрешимых проблем оказалась необходимость осветить ночью две с половиной мили автострады, на которой долна была разворачиваться сцена погони. Электрические кабели собирали по всему Голливуду - пришлось брать их в аренду у студий "Fox", "Paramount", "Disney", "Universal"... Вдоль шоссе были расставлены 12 генераторов и 40-метровые краны с подвешенными к ним лампами. Команда осветителей из 16 человек расставляла и собирала все это хозяйство 11 дней!
Да что говорить - даже с подбором актеров не всё ладилось. Огромные усилия были потрачены на поиск подростка, который мог бы сыграть юного Джона Коннора, присутствующего почти в каждом эпизоде фильма. "Каким был Юлий Цезарь, когда ему было 12? - спрашивал Кэмерон. - Знал ли он, что будет императором Рима? И представьте, что будущий мировой лидер - просто парень из Долины". Только пересмотрев сотни кандидатов, кастинг-директор Мэли Финн наткнулась наконец на Эдди Ферлонга, играющего в бейсбол в Пасаденском подростковом клубе.

Первый компьютерный человек

На славу потрудились и компьютерщики. "В начале этого проекта мы все говорили - давайте создадим первого компьютерного человека! И мы почти добились этого в металлической модели, - хвастается специалист компании ILM Стив Уильямс. - Наши планы на будущее - идти дальше и сделать его настоящим, и мы это обещаем. Представьте себе актера, которому не надо платить ни цента за съемку! Мы очень близки к этому - и это настоящая революция технологии компьютерной графики. А начал ее - Terminator 2." Помните сцену, в которой Т1000, расстрелянный Арни, лежит на полу и чудовищные пробоины на его теле медленно затягиваются? Металлические раны на теле Т1000 были просто отлиты механическим способом и приклеены к костюму актера, а вот для того, чтобы заживить их прямо на глазах у зрителей, пришлось использовать компьютер.
Для фрагмента, где "жидкий" терминатор после крушения грузовика выходил из огня и постепенно превращался в живого полицейского, было запланировано использовать специальное оборудование, позволяющее точно повторить движение камеры, чтобы снять актера, проходящего по месту горения, и отдельно то же движение без актера, а средствами компьютерной графики добавить огонь. Но на съемках ждал сюрприз - оказалось невозможным синхронизировать движение актера с уже отснятым чистым фоном. Поэтому пришлось снимать движение вручную. Метками отмечали различные изменения в положении камеры и оператор должен был повторять по ним съемку. И, наконец, после двадцати дублей удалось поймать движение актера.
Для того, чтобы можно было совместить движение актера и компьютерного робота, пришлось снимать Патрика с двух синхронизированных камер, чтобы иметь понятие о перемещении актера в трехмерном пространстве. После этого началось моделирование и анимация персонажа, занявшее несколько недель. Вообще, этот фрагмент был одним из самых трудоемких моментов фильма, так как после установки частей тела в нужные положения, пришлось затем очень много времени потратить на доводку движения миллиметр за миллиметром, для придания движениям робота естественности.
После окончания работ по анимации персонажа, последовал этап просчета металлического робота с использованием необходимых материалов. Пришлось написать специальную программу, которая плавно соединяла отдельные части персонажа в гладкий организм, без швов, так как вследствие движений отдельных частей руки между ними появлялись щели. Много внимания уделяли постановке света в кадре для того, чтобы персонаж не выбивался из сцены. Для отражения металлическим терминатором окружающего пространства, еще во время съемок были сфотографированы виды места съемок со всех сторон. Кроме того, робот должен был отражаться в окружающих его лужах. Уже на последней стадии работы над этим фрагментом были добавлены тени, дым, искажения, вносимые теплым воздухом и даже зерно пленки, что всегда придает стерильным компьютерным картинкам реальный вид.
Появление Т-1000 в больнице, где находилась Сара, началось с "пола". Изначально планировалось снять чистый пол, а потом ноги охранника на синем фоне (для цветовой рир-проекции, как в телевизионных прогнозах погоды). Но выделенные с помощью рир-проекции черные ботинки охранника могли выглядеть ненатурально на черно-белом полу. Поэтому этот фрагмент был снят вчистую, что позволило оставить на полу естественные тени и отражения. Программисты написали специальную программу, которая помогла положить отснятые кадры на компьютерный пол, и лицо терминатора проявилось, сохраняя и искажая на себе "правильную" текстуру пола. Для того чтобы лицо "натягивало" пол при проявлении, а не просто прорезалось через него, была также написана специальная программа. После того, как робот весь проявился из пола, опять необходимо было следить за правильностью отражения. В данном случае был смоделирован коридор с подобными текстурами, где происходили события, и объект, таким образом, отражал реальную сцену.
Когда Сара, Джон и Т800 убегают от Т-1000 и попадают в лифт, Т1000 открывает двери при помощи двух металлических лезвий, превращающихся в крюки. Все, что было снято для этого фрагмента - открывающиеся двери лифта. Затем они были смоделированы на компьютере и к их движению добавлена анимация металлических лезвий. Для хорошего вписывания в сцену на двери были положены отражения и тени от крюков. Этот фрагмент оказался одним из легких для компьютерной обработки из-за отсутствия в кадре людей.
Убежав из лифта и пересев в автомобиль, беглецы видят робота, догоняющего их и на бегу принимающего форму полицейского. Момент совмещения персонажа, бегущего по гаражу, был также одним из сложных фрагментов. Здесь был опять применен принцип двух камер для определения движения в пространстве. Одной из сложностей было сопоставление влияния на объект многочисленных источников света с потолка гаража. Кроме отражений пришлось создавать на компьютере сложную композицию из источников света, имитирующих реальные светильники гаража.
Когда Т-1000 попадает в вертолет, он приказывает пилоту покинуть кабину. Основной задачей было заставить металлического терминатора сказать фразу "Get out!" ("Вон"). Для этой цели каждая фаза движения лица была отсканирована с помощью трехмерного сканера фирмы Cyberware. Актера зафиксировали на стуле и спроецировали на него вспомогательные сетки с двух сторон для точного позиционирования места. Затем нанесли на его лицо ключевые точки. Каждое изменение губ и лица сканировалось отдельно, то есть были сделаны разные модели на звуки "Ge-", "-t", "o-","-u-","-t". По полученным моделям были просчитаны промежуточные кадры, чтобы заставить модель говорить.
Вообще Т2 - лидер не только по количеству спецэффектов, но и по количеству народа, занимавшегося ими. Спецэффектами занимались три разных фирмы: одна ставила боевые сцены, вторая делала ядерный взрыв в Лос-Анджелесе, а третья - металлического Терминатора. А затем ILM занималась компьютерным совмещением всего этого, включая превращение Т-1000 из металлического в "человеческое" состояние.
Были и пострадавшие на съемках - для создания компьютерной модели Т-1000 Роберта Патрика на протяжении 3-х дней в голом виде снимали специальным трехмерным сканером, в результате чего он заработал себе бронхит.

Коротка кольчужка!

С самого начала были предприняты все меры, чтобы держать стоимость "Терминатора-2" - и слухи о стоимости - под контролем. "Каролко", не желающая расстраивать возможных инвесторов с Уолл-Стрит, строго инструктировала членов проекта не распространяться о бюджете. Сопродюсер Б.Дж.Рэк нашел замечательный способ уклоняться от скользкой темы: "Когда кто-нибудь спрашивал нас о бюджете фильма, мы задавали встречный вопрос - в какой позе вы больше всего любите заниматься любовью?"
"Каролко", занятая финансовыми проблемами, предоставила Кэмерону значительную творческую свободу. "Обычно вам отпускают поводок ровно настолько, чтобы можно было на нем повеситься, - говорит Кэмерон. - Я же отмерил его себе достаточно, и бегу до тех пор, пока он не начнет меня душить." Кэмерон отчитывался только перед самим Кассаром, который изредка появлялся на съемочной площадке. Однако не все проходило гладко. Как замечал Рэк, "Каролко" считает, что нужно девять мужчин, чтобы женщина забеременела, и один месяц, чтобы родился ребенок." Образно! Из всей команды, наверно, только актеры не переживали из-за ежедневных неприятностей или из-за чудовищного размаха сценария. Б.Дж.Рэк вспоминал: "Мы все смотрели на него (сценарий) и ужасались. Из этого должна была получиться величайшая из когда бы то сделанных картин. Каждый эпизод мы снимали так, как будто это финальные кадры "Крепкого орешка". И они сделали это меньше, чем за год - половину того времени, что обычно отводилось на подобные многобюджетные феерии!
Не только чужие, но и свою жизнь Кэмерон подчинил одной цели - закончить фильм в срок. Даже вечер перед Рождеством он провел за монтажом. Кроме проблем со временем, постоянно ощущалось сильное финансовое давление, и это несмотря на то, что бюджет проекта был провозглашен самым высоким в истории Голливуда. "Каролко Пикчерс" обращалась к нескольким европейским инвесторам с просьбой повысить вложения, и поэтому остро нуждалась в том, чтобы фильм был готов к сроку и получил высокую кассу - 88 вложенных в дело миллионов надо было оправдать.
Сам Кэмерон утверждает, что делать "Судный день" было почти так же тяжело, как ранее "Бездну", с единственной лишь разницей, что не было подводных съемок. И при этом сам он участвовал во всем: переписывал сценарий, делал раскадровку, разрабатывал машины, рисовал эскизы роботов и декораций. Шварценеггер вспоминал, как однажды Кэмерон попросил его прийти ночью на перекресток, где у них не было разрешения работать, и тайком снимал, как Терминатор взламывает машины. Кстати, хоть Кэмерон и не скупится на спецэффекты, но где можно - экономит. Например, двойника охранника в Пескадеро играл его брат-близнец, а двойника Сары (там, где они в кадре одновременно) - ее сестра. Между прочим, вместо того, чтобы на лицо Питера Кента
Экономность Кэмерона проявилась и при съемке эпизода удаления чипа из головы Терминатора (эпизод не вошел в основную версию фильма). В нем Терминатор сидит перед зеркалом, а Сара натурально вскрывает ему голову и достает из нее компьютерный чип. Чтобы обойтись без спецэффектов, зеркало было заменено пустой рамой, за которым мы видим не отражение комнаты, а настоящего Шварценеггера и дублеров Эдди Ферлонга и Линды Хэмилтон (здесь в качестве дублера опять выступала родная сестра Сары - Лесли). А на переднем плане настоящая Линда вскрывает голову манекену. Немного усилий для достижения синхронности обеих команд - но зато как натурально смотрится!

цифровым способом наложить изображение лица Арни (если уж смогли перевернуть уличный знак), тому просто надели маску. Жестокий гений

..."Не понимаю, почему Кэмерон должен делать эту чертову сцену так много раз" - непривычно стонет обычно веселый Шварценеггер... 101-й день съемок, 11 утра. Место действия - белый пост-модерновый особняк, приютившийся у обрыва над самым Тихим океаном. Настроение на площадке напряженное. Слышатся отголоски грома - дело движется к дождю. Шварценеггер в своем байкерском наряде коротает время, играя в ладушки с Питером Кентом, своим таким же огромным дублером. В десятке метров от них Линда Хэмилтон снимает один из центральных для ее персонажа моментов: она приставляет пистолет к голове ученого, который вскоре разработает технологию создания суперкомпьютера, и решает, убить его или нет. Линда делала это уже пять дней, и наконец дошла до крупного плана. Ее партнеры по этой сцене - ученый и его дети - уже отыграли свое и отпущены, и ей приходится играть эту сцену совершенно одной. Гример закапывает ей в глаза глицериновые слезы, Кэмерон орет "Мотор!", и Линда с криком ярости и отчаяния целится пистолетом в метку на полу, доводя свой сумбурный монолог до истерического вопля "You motherfucker!", после чего обессиленно опускается на пол. А потом повторяет всё это снова, и снова, и снова. При этом Кэмерон даже не пытается ее подбодрить или помочь советом. Режиссер страдает от головной боли и его раздражает шторм, заглушающий его слова.
"У меня нет времени, что показать тебе видеозапись!" - рявкает он на Линду, когда та просит его показать, что получилось. Тогда она просит перекур, и, выпуская сигаретный дым, бормочет что-то типа "сволочь".
"Он очень жестко ведет себя с людьми, " - замечает потом Линда Хэмилтон. Еще бы. Шварценеггер вспоминал, что однажды Линду дернуло предложить свою трактовку какой-то сцены. "О чем ты, черт возьми, говоришь? - тут же заорал на нее Кэмерон, даже не дав ей договорить. - Я писатель. Я написал это так, как нужно, и не собираюсь ничего менять в последнюю минуту! Я пишу - ты делаешь. О'кей?" Единственный, с кем Кэмерон пытался вести себя мягче и сдержанней, это был Эдвард Ферлонг. Впрочем, по рассказам членов съемочной группы, на него вообще невозможно было сердиться.

Железный Арни

Но больше всего места на площадке занимал, как обычно, Арнольд Шварценеггер. У него даже трейлер, в котором он отдыхал в промежутках между съемками, был раза в три больше, чем у всех остальных. Вот что вспоминает Б.Дж.Рэк, сопродюсер фильма: "23 декабря все уже распланировали свое Рождество, купили билеты, и тут, конечно, мы сталкиваемся с проблемой в тяжелой сцене на заводе. Кэмерон идет ко мне, как к своему сопродюсеру, и говорит: "Вы должны уговорить Арнольда поработать еще один дополнительный день". Я иду к нему и объявляю ему об этом. Я уже приготовила свою речь сколько-мы-должны-вам-заплатить-чтобы-вы-уделили-нам-внимание, но Арнольд смотрит на меня и говорит: "Это действительно важно?" И я говорю, да, действительно. "Окей," - говорит он и уходит в соседнюю комнату. И тут я слышу, как он отдает распоряжения ассистенту: "Вызовите Брюса Уиллиса и сообщите ему, чтобы он с Деми не летел в Юту, потому что планы изменились. Потом позвоните моим продюсерам и скажите, что сегодняшняя рождественская вечеринка отменяется. Потом позвоните Шрайверам и скажите, что Рождественский бал, который мы планировали на завтра, не состоится. И еще позвоните Джорджу (т.е. Бушу! - старшему, естественно) и скажите ему, что тур в Саудовскую Аравию откладывается..." Представляете, что я чувствовала, слушая всё это?"
По сравнению с первым "Терминатором" у Шварценеггера расширилась не только роль, но и общее участие в проекте. Подобно Кэмерону, он тоже принимал живейшее участие во всём. "Моя работа, - вспоминал он позже, - не заканчивалась с последним съемочным днем, в отличие от остальных актеров. Моя работа продолжается в виде еженедельных встреч по маркетинговым вопросам. Должна быть сделана кукла или нет? Нужна видеоигра или не нужна? Я полностью прошел весь проект, включая маркетинг и паблисити. Если я чувствую, что мне доверяют и вкладывают в дело деньги, я должен быть уверен, что эти деньги вернутся."
И они вернулись, и еще как вернулись. К слову, в качестве гонорара студия преподнесла Шварценеггеру личный реактивный "Гольфстрим G-III". Кстати, кто-то посчитал, что в течение фильма Арни произносит всего 700 слов. И если разложить их на его 15 миллионов гонорара, получается, что каждое слово Шварценеггера оценивается в 21429 долларов. Так что, например, фраза "Hasta la vista, baby" стоит 85716 долларов. Кстати, Кэмерон себе взял тоже немалую сумму - 6 миллионов. Для сравнения: на все производственные расходы и постановку спецэффектов ушло 53 миллиона долларов.

Кина не будет?

Как только "Терминатор-2" вышел на экраны, уже традиционно возникли разговоры о продолжении "сериала". Однако Кэмерон снова отмел все эти предположения (хотя, то же самое он сделал и после первого фильма): "Всё, что я хотел сказать о Терминаторе, я сказал двумя фильмами. Круг замкнулся, и логично позволить истории закончиться так, как она закончилась." Однако, этому не суж
дено было сбыться...

Сначала были деньги

Всё началось с того, что известные продюсеры Марио Кассар и Эндрю Вайна, бывшие совладельцы компании "Каролко", снявшей "Терминатора 2", объединили свои усилия в новой студии "C-2 Pictures", созданной специально для съемок "Т3"...
.В 1980-х и начале 90-х "Каролко Пикчерс" выпустила несколько очень удачных постановок - "Рэмбо", "Вспомнить всё" и - уже после того, как Вайна продал Кассару свою долю акций компании - "Терминатор 2". Но "Каролко" всегда отличалась способностью тратить больше, чем зарабатывать. К концу 1995 года провальные проекты типа "Острова головорезов" и мотовство Кассара (например, он платил по 30000 долларов в месяц своему садовнику) привели "Каролко" к краху. Основной ценностью "Каролко" на аукционе по банкротству была 50-процентная доля прав на все издания "Терминатора" (купленная в свое время у "Хэмдейл"). Вторая половина принадлежала продюсеру Гейл Энн Херд.
Когда 14 октября 1997 года "Каролко", наконец, была выставлена на аукцион, Эндрю Вайна, основавший в свое время "Каролко" на пару с Энн Гейл Херд, продал свою компанию "Синерджи", субсидировавшую съемки таких фильмов, как "Крепкий орешек 3", "Алая буква" и "Эвита", и выкупил у "Каролко" права на "Терминатор" за 8 миллионов долларов (сначала речь шла о 7,5 млн., однако неожиданно к этому пакету проявил интерес глава компании "Мирамакс" Боб Уэйнстейн, и Вайне пришлось накинуть поллимона). А потом еще за 8 миллионов выкупил долю, принадлежавшую Гейл Энн Херд, став единовластным хозяином "Терминатора". Так что теперь компания "С-2" (Вайна-Кассар) является полным владельцем прав на "Терминатора" - то есть на съемку всех сиквелов, приквелов и телепостановок. Странно, что кроме Вайны и "Мирамакс" (попробуйте представить себе "Терминатора", снятого Квентином Тарантино или Родригесом!) никто больше не проявил интереса к этому аукциону. Правда, еще в 1995 году французская компания "Канал Плюс", участвовавшая ранее в финансировании "Судного дня", предлагала 58 миллионов долларов (!) за полный пакет прав на "Терминатор" и "Терминатор 2" (который, конечно, включал и все дальнейшие постановки), но ничего из этого не вышло.
Начиная с 1992 года Джеймс Кэмерон работал под крышей студии "Фокс", и когда зашла речь о третьем "Терминаторе", выразил свою готовность участвовать в проекте, но только если за это возьмется именно "Фокс". Предчувствуя кризис, Кассар начал походы по крупным компаниям с предложением выкупить у него те или иные фильмы. В частности, "Терминатор" был предложен студии "Фокс". Когда же в 1995 году дела "Каролко" стали совсем плохи, Билл Мекэник, президент "Фокс", даже начал переговоры с Кэмероном, Шварценеггером и Гейл Энн Херд на предмет участия в "Т3". Имея в своем лагере практически всё основное ядро "Терминатора", Мекэник был уверен, что дело выгорит. Однако аукцион по банкротству "Каролко" был назначен за две недели до премьеры фоксовского "Титаника", так что Мекэник даже не подавал заявку на участие в нем.
Поначалу, заимев права на "Терминатор", Вайна и примкнувший к нему Кассар собирались было продать их студии "Фокс", и тогда, возможно, "Терминатор" все-таки достался бы Кэмерону. Но в 1999 году они нашли внешние источники финансирования, и дело о продаже прав закрылось само собой.
В качестве финансовых партнеров к работе над проектом Т3 были привлечены иностранные киностудии - японская "Toho Towa", германская "VCL" (участвовала и обеих предыдущих лентах) и германская же "Intermedia". В начале декабря 2001 года появилась информация, что тендер на съемку Т3 выиграла компания "Уорнер Бразерз" с предложенным бюджетом 170 миллионов долларов и утвержденной (наконец-то!) датой выпуска Т3, приуроченной ко Дню независимости 2003 года - 4 июля. Ей же принадлежат дистрибуторские права на территории США. Права же на распространение "Т3" за рубежом в начале 2002 года купила корпорация "Сони / Коламбия Трай-Стар Пикчерс". Это стоило ей 70 миллионов долларов. Еще 80 она предполагает потратить на рекламную кампанию.

Сценарий надо пересценарить - перевысценарить


Когда с деньгами было улажено, Марио Кассар и Эндрю Вайна начали переговоры с Арнольдом Шварценеггером на предмет съемок в новом фильме. Параллельно с этим Тедди Серафайн засел за сценарий третьей части: "Я писал сценарий вне зависимости от того, будет играть Арнольд или нет". Закончив работу, Серафайн остался очень доволен, поскольку, по его словам, сценарий получился гораздо лучше, чем сам сценарист мог рассчитывать: "Это меня несколько шокировало, поскольку это моя первая работа. Когда мы сели с продюсером, он читал сценарий и лишь в паре мест внес некоторые замечения и исправления, с которыми я согласился".
Однако в начале сентября 2001 года, когда у фильма появился режиссер, он привел с собой новую команду сценаристов: Джона Бранкато и Майкла Ферриса ("Игра", "Сеть"), и за семизначную сумму они полностью перелопачивают сценарий Серафайна. За сценарием следил сам Шварценеггер: "Первые две версии, которые я прочитал, были настолько глобальными, что понадобилось бы миллионов триста на их осуществление. Я не думаю, что нам хочется в который раз смотреть, как 747-й "Боинг" рушит небоскребы в Лос-Анджелесе (особенно после того, как они разрушились по-настоящему!). Я вообще считаю, что мы можем снять все на футбольном поле и особо не потратиться".

Не Линдой единой...

Однако вернемся назад, в то время, когда режиссера у фильма еще не было. Собственно, не было пока никого, кроме двух продюсеров. Но вот 20 июня 2000 г. Шварценеггер официально объявил, что готов участвовать в проекте "Т3", даже если (увы, увы!) режиссер первых двух фильмов Джеймс Кэмерон Джим Кэмерон и я снова работали вместе. Совершенно точно Джеймс будет продюсером Терминатора-3. Но согласится ли он выступить режиссером, я пока не знаю. Он обычно принимает решение только после того, как имеет на руках готовый сценарий".
Заполучив Шварценеггера, Кассар попытался собрать и весь остальной "золотой состав", однако тут начались чудеса. Кэмерон, выступая по телевидению в шоу Дэвида Леттермана, на прямой вопрос ведущего, будет ли он снимать этот фи

Поиск