|
"Fantasy II" - визуальные
эффекты, миниатюрные съемки, покадровая анимация. Студия Стэна Уинстона - аниматроника, куклы, грим Терминатора.
|
|
|
Джеймс Камерон предполагал, что все сцены, в которых действует эндоскелет Терминатора,
будут сниматься методом покадровой анимации. Однако Стэн
Уинстон предложил более разнообразный и гибкий подход. Для
большей естественности движений везде, где в кадре присутствует
только верхняя половина туловища Терминатора, использовали полускелет,
закрепленный на плечах кукловода Шейна Мэхана. Таким образом
все снималось в нормальном режиме, а кукловод имитировал походку
Терминатора, его хромоту и подволакивание ноги. Движения головы
и глаз были осуществлены методом аниматроники и управлялись
с помощью кабеля разработчиками Бобом Уильямсом и Сонни Барманом. |
|
|
Для кадров, где Терминатор должен был
сниматься с ног до головы, был построен полноразмерный эндоскелет.
В эпизоде, где после взрыва от Терминатора остается только торс,
использовался все тот же полускелет, только уже снятый с кукловода.
Кроме того, для крупных планов были сделаны отдельно ноги и
полностью функциональные механические руки. Кстати, после выхода
фильма на экраны в студию Стэна Уинстона стало поступать много писем от инвалидов с просьбами изготовить
такие же замечательные протезы, как руки и ноги у терминатора.
Уинстону даже пришлось потом специально объяснять людям, что
как протезы эти части тела использоваться никак не могут... |
|
|
Для эпизода взрыва была сделана специальная
кукла из полиуретана, покрытого хромом, чтобы разлетающиеся
от взрыва металлические части не поранили никого из съемочной
группы. |
|
|
Для съемок крупных планов движения
глаз Студия Стэна Уинстона построила увеличенные части головы
и черепа с глазами. В качестве зрачка использовался фрагмент
объектива кинокамеры с диафрагмой. |
|
|
Однако одной аниматроникой обойтись не удалось, и ряд сцен
был снят с помощью покадровой анимации. Питер Клейноу, аниматор
компании "Fantasy II", куда обратился координатор
спецэффектов Эрни Фарино (Ernie Farino, работал еще с Джоном
Карпентером над фильмом "Нечто"), сделал восемь
сцен движения мини-Терминатора, созданного Дугом Бесвиком
(Doug Beswick). Потом эти сцены были согласованы с полномасштабным
роботом Стэна Уинстона. |
|
|
|
|
Все миниатюры строились на одной пятиметровой
платформе. На заднем плане были установлены плоские силуэты
разрушенного города. На переднем плане стояли обломки зданий,
черепа, остовы машин и прочее. В силу того, что площадка была
очень невелика, глубину пространства пришлось зрительно увеличить
простым и эффектным способом "принудительного увеличения
глубины пространства" (forced depth perception): черепа
на переднем плане были выполнены почти в натуральную величину,
а дальше они становились все мельче и мельче, вплоть до размеров
горошины. Силуэты же руин на заднем плане были совсем маленькие.
С этой же целью, для имитации атмосферной дымки и углубления
перспективы, пиротехники постоянно выпускали клубы дыма. Часто
для этого использовалась обычная пчеловодческая дымилка с древесным
углем. |
|
|
Большинство кадров снималось с очень
близкого расстояния, да еще со скоростью 80-120 кадров в секунду.
Поэтому, чтобы добиться глубины резкости, достаточной для того,
чтобы миниатюры не выглядели миниатюрами, требовалось очень
яркое освещение. Так что съемки были в буквальном смысле горячими.
Особенно в калифорнийском климате.
Все лучи лазеров были добавлены позже. Однако большинство прожекторов,
видимых в кадре, были установлены на площадке. |
|
|
Время для съемок было так ограничено, что сцены
с Танками ХК снимались одновременно с их изготовлением. Когда
у "Фэнтези II" была готова только нижняя часть танка
с гусеницами, сняли тем сцены, где нужны были только гусеницы.
Когда на гусеницы поставили корпус - сняли следующую часть сцен.
А уже когда на корпус была водружена радиоуправляемая "голова"
с пулеметами, сняли сцены, где нужен был целый танк.
В некоторых кадрах войны будущего турбины на Летающих ХК, двигающихся
на заднем плане, плоские. Причина та же - компании "Фэнтези
II" пришлось начать съемки прежде, чем модели хантер-киллеров
были закончены. Поэтому они к готовым корпусам просто приделали
картонные силуэты турбин, чтобы можно было снимать хотя бы общие
планы.
Очень сложно было заставить Летающие хантер-киллеры, подвешенные
на фортепьянных струнах, заставить двигаться равномерно, не
раскачиваясь, и плавно и аккуратно останавливаться, не дергаясь
назад. |
|
|
Граната, которая падала под гусеницу танка, была
всего шести сантиметров длиной. Чтобы заставить такую маленькую
штуковину упасть в нужное место, потребовалось снять 25 дублей!
А для того, чтобы взрыв выглядел более убедительным, одновременно
с ним срабатывали две фотовспышки с оранжевыми светофильтрами.
|
|
Для сцены пробивания кулаком ветрового стекла
использовался специальный механизм под названием "стальной
кулак", укрепленный вместе с машиной на одной платформе.
При этом платформа оказалась такой тяжелой, что возникли проблемы
с ее транспортировкой. Поэтому, чтобы создать иллюзию движения
машины, пришлось двигать стену на заднем плане.
Эффект дыма, поднимающегося от куртки Шварценеггера в этом эпизоде, был достигнут кислотой, набрызганной
на куртку. Шварценеггер нервничал из-за присутствия на нем кислоты
и просил найти какой-нибудь другой способ, но в конце концов
согласился. |
|
|
Большинство сцен, в которых на переднем
плане действуют солдаты, а на заднем двигаются хантер-киллеры,
снимались методом рир-проекции - либо с фронтальной проекцией
(когда на части переднего плана растянут экран и на него проецируется
заранее отснятые кадры, а на заднем плане разворачивается реальное
действие с актерами), либо с тыловым экраном (когда огромный
экран располагается позади актеров). |
|
|
Эти кадры, когда под прессом гаснет
глаз Терминатора, были сняты в студии уже после того, как основные
съемки закончились. Просто в последний момент Камерон вдруг решил, что ему нужен мощный заключительный кадр. Взяли
два куска пеноплата, покрасили их алюминиевой краской. Между
ними положили глаз одного из эндоскелетов и кучку мятой фольги.
А дым - это был просто дым от сигареты, которую курил кто-то
из-за камеры. Вот и все спецэффекты. Но зато как смотрится! |
|
|
|
|